среда, 11 мая 2016 г.

Ремейк фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Накануне юбилея Михаила Булгакова с удовольствием представляем вашему вниманию ремейк фильма «Иван Васильевич меняет профессию», съемки которого состоялись во время Библионочи-2016 в Центральной библиотеке им. А.С.Пушкина г.Челябинска.


Возможно, некоторые подумают, а причем тут Булгаков? Так вот, оказывается, именно его пьеса «Иван Васильевич» в 1973 году послужила основой легендарного фильма режиссера Леонида Гайдая.
Пьеса «Иван Васильевич» создана в 1934-1936 годах на основе не принятой пьесы «Блаженство» (в ней машина времени уходила в коммунистическое будущее, а Иван Грозный появлялся лишь в эпизоде).
Пьеса в отличие от фильма, не имела успеха. Правда, зритель ее не увидел сразу в год ее написания. Ее постановка готовилась в театре сатиры, но после генеральной репетиции, на которой присутствовало партийное начальство, она была не рекомендована к показу. Как считают биографы Булгакова, она была запрещена, так как цензоры увидели в ней искажение образа Иоанна Грозного, которого в 30-е годы принято было воспринимать как великого государственника, собирателя российских земель. Но в 1965 году пьеса все же увидела свет в официальном сборнике, вышедшем, как тогда было принято, немалым тиражом. Однако, внимания публики она на себя, прямо скажем, не обратила. И даже в годы перестройки, когда Булгаков был превращен в культового писателя, а его «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» приобрели характер злободневных политических памфлетов, которые в те годы не читал лишь ленивый, «Иван Васильевич» все равно остался в тени.
В пьесе Булгакова царь Иван Васильевич попадает вовсе не в Москву 70-х годов, как в фильме, а в Москву 30-х годов, когда эта пьеса и писалась. И пьеса, конечно, наполнена подробностями того времени, его лексиконом, шутками, понятными лишь современникам.

Вкратце сюжет пьесы выглядит так:
Инженер Николай Тимофеев (в фильме – Шурик) делает в квартире в Москве машину времени. Неожиданно инженера бросает жена Зина. Тимофеев относится к этому равнодушно. К нему заходит управдом Бунша-Корецкий с требованием заплатить за квартиру. Тут инженер поворачивает ключ в аппарате, и стенка исчезает. В комнате соседа Шпака сидит вор Жорж Милославский. Тимофеев открывает портал во времена Москвы XVI века. Испугавшись, Иван Грозный бросается в современность (т.е. в 30-е годы), а Бунша и Милославский, захваченные вихрем, попадают в прошлое.
Машина ломается. Буншу опричники принимают за царя. Режиссёр Якин изменяет Зине, из-за чего чуть не гибнет от царской руки. Милославский отдает послу Швеции Кемь. Бунша напивается. В конце концов, вор и управдом спасаются от опричников и возвращаются в современность, где их арестовывает милиция (царь обидел Шпака).
Во второй редакции всё это оказывается сном инженера, сморённого работой, кроме одной детали — Шпака действительно обокрали, пока Тимофеев спал.

Знаменитые цитаты:
  • Ты прости, что я тебе мешаю, но я должна сообщить тебе ужасное известие… Нет, не решаюсь… У меня сегодня в кафе свистнули перчатки. Так курьезно! Я их положила на столик и…я полюбила другого.
  • И даже как-то тянет устроить сцену.
  • Как это глупо, из ревности оскорблять человека!
  • Весь мир на службе, а этот дома. Патефон починяет.
  • Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите!
  • Пошто ты боярыню обидел, смерд?
  • Бориса на царство?... Так он, лукавый, презлым заплатил царю за предобрейшее!... Сам хотел царствовати и всем владети!... Повинен смерти!
  • А на что вам моя фамилия? Она слишком известна, чтобы я вам её называл.
  • Извиняюсь, что это вы все — холоп да холоп! Какой я вам холоп? Что это за слово такое?
  • С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на нее и уповаю.
  • У л ь я н а. Ах, простите! Однако у вас характер, товарищ Тимофеев! Будь я на месте Зинаиды Михайловны, я бы тоже уехала.
  • Т и м о ф е е в. Если бы вы были на месте Зинаиды Михайловны, я бы повесился.
Источники:


В Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина открылся новый кино-клуб «ТОЛК».

Всего просмотров этой публикации:

6 комментариев

  1. "И тебя вылечат")))))
    "Царь, просто царь..."

    Спасибо большое, я почему-то и не задумывалась никогда, кто автор этой истории про Ивана Васильевича. А, оказывается, Булгаков её придумал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, вот такое интересное открытие! Я тоже раньше не знала об этом произведении Булгакова)

      Удалить
  2. Скучно и неинтересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне понравилось! С юмором, здорово!

      Удалить
  3. А я впервые прочитал о пьесе Булгакова "Иван Васильевич" ,когда учился в 4 классе в журнале "Пионер"-1970-№9 в рубрике С.Рассадина и Б.Сарнова "Рассказы о литературе" рассказ "Иоанн Грозный и Иван Васильевич", где сравнивается образ царя в поэме Лермонтова "Песня про купца Калашникова и пьесе Булгакова "Иван Васильевич".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какое интересное знакомство с произведением! А ведь далеко не каждый осилит в 4 классе такие рассказы. Спасибо, Никита, что поделились с нами своими воспоминаниями!

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »