четверг, 28 апреля 2016 г.

Неоправданная жестокость. Книга + кино.

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»


От просмотра фильма и чтения книги «Похороните меня за плинтусом» берёт оторопь. Какой-то даже тихий ужас. Но это не сериал ужастиков, ни фантастический боевик, ни трэшфильм. Показана жизненная история, где неистовая любовь к внуку  выражается в патологической, болезненной ненависти к нему. Жестокость психологическая, изощрённая.
«Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла  меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырёх лет и вишу».

Воспоминания мальчика Саши связаны с определёнными событиями. Так, купание в ванне закончилось очередными бурными проклятиями бабушки
«Далее комбинация из нескольких слов.
— Вылезай, сволочь!
Снова комбинация в мой адрес.
— Будь ты проклят…
Любимое проклятие
— Чтоб ты жизнь свою в тюрьме кончил…
Комбинация.
— Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохли: печень, почки, мозг, сердце» Чтоб тебя сожрал стафилококк золотистый!»
Дедушке доставалось тоже.
«Гицель проклятый, татарин ненавистный. Будь ты проклят небом, Богом, землёй, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом. Чтоб на твою голову одни несчастья сыпались!»
Своими же переживаниями бабушка делилась с врачами.
«У меня  теперь одна забота, отрада в жизни – дитя это несчастное. Нет на свете человека, который любил бы его, как я люблю. Кровью прикипело ко мне дитя это. Я когда ножки эти тоненькие в колготках вижу, они мне словно по сердцу ступают. Целовала бы эти ножки, упивалась. Кричу на него, так от страха, и сама себя за это кляну потом». Бабушка утверждала, что больше всех я люблю её. Я любил Чумочку (бабушка называла бубонной чумой маму мальчика), любил её одну и никого, кроме неё. Я обнимал маму за шею и, уткнувшись лицом ей в щёку, чувствовал тепло, навстречу которому из груди моей тянулись словно тысячи невидимых рук.». Несмотря на возраст, мальчик не только анализировал грустные события, но и приспосабливался, сознавая: «Бабушка была моей жизнью, мама – редким праздником. У праздника были свои правила, у жизни свои». Жизнь, установленная бабушкой вызывала совсем недетские, жутковатые размышления.

«Я много болел и по прогнозам бабушки должен был сгнить годам к шестнадцати. Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. – Там не будет червей, не будет темноты. Но бабушка могла меня маме не отдать. А видеть из-под плинтуса бабушку мне не хотелось. Чтобы решить этот вопрос, я так прямо у бабушки спросил: «Когда я умру, можно меня похоронят у мамы за плинтусом?». Бабушка ответила, что я безнадёжный кретин и могу быть похоронен только на задворках психиатрической клиники. Кроме того, оказалось, что бабушка ждёт, не дождётся, когда за плинтусом похоронят мою маму, и чем скорее это случится, тем лучше. Я испугался задворок психиатрической клиники и решил к вопросу похорон пока не возвращаться, а годам к шестнадцати, когда совсем сгнию, поставить его ребром. Последняя воля усыпающего, и всё тут».

Все мучения Саши Савельева на экране представил Александр Дробитько. 

Дедушка – Алексей Петренко. 

Актриса Светлана Крючкова привычно ассоциируется с образом героини популярного в 70-годы телефильма «Большая перемена». Молодая девушка, ученица вечерней школы. И вот, спустя много лет,  блестящие две роли. В «Ликвидации», и в российском фильме, снятом по одноимённой повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», вышедшим на широкий экран в 2009 году.
Повесть была написана гораздо раньше, в 1995 году, и опубликована в журнале «Октябрь». Книгой вышла в 2003 году тиражом в 20 тысяч экземпляров. 
В середине 90-х годов Павел Санаев был известен как переводчик известных зарубежных фильмов, позже стал режиссёром и сценаристом. Его работами были «Каунасский блюз», «Последний уикенд», «Полное превращение», «На игре».  Последняя писательская работа «Хроники Раздолбая».
Фильм «Похороните меня под плинтусом» стал участником конкурса «Кинотавр 2009», победителем премии «Ника» за 2009 год в номинации «Лучшая женская роль» на фестивале «Московская премьера». Её получила Светлана Крючкова. 

Удостоена награды за «Лучшую женскую роль второго плана» Мария Шукшина, сыгравшая роль Сашиной мамы. 

Фильм стал заключительным на кинофестивале «Окно в Европу».
Нина Кондрашина 
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »