вторник, 20 января 2015 г.

Песенный поэт Михаил Исаковский

 
Михаил Васильевич Исаковский родился 7 (19) января 1900 года в Смоленской губернии, в крестьянской семье. Окончил сельскую школу и пять классов гимназии.
Прочитав первую книгу стихов М. Исаковского М. Горький в статье о М. Исаковском в «Известиях» написал:  «Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью».


М. Исаковский вошёл в историю советской литературы прежде всего как поэт-песенник. Поэт создал множество песен, получивших всенародную известность. В дни Великой Отечественной войны песни М. Исаковского облетели фронты и тылы, стали фольклором. Поэзия М. Исаковского народна по природе, напевна, чиста и прозрачна, ей свойственна глубокая внутренняя мелодичность. песенность и музыкальность.
Почитайте стихи Михаила Исаковского и послушайте песни. Может, какие-то вы считали народными?

Прощание
Дан приказ: ему - на запад, 
Ей - в другую сторону... 
Уходили комсомольцы 
На гражданскую войну. 

Уходили, расставались, 
Покидая тихий край. 
«Ты мне что-нибудь, родная, 
На прощанье пожелай...» 

И родная отвечала: 
«Я желаю всей душой - 
Если смерти, то - мгновенной, 
Если раны - небольшой. 

А всего сильней желаю 
Я тебе, товарищ мой, 
Чтоб со скорою победой 
Возвратился ты домой». 

Он пожал подруге руку, 
Глянул в девичье лицо: 
«А ещё тебя прошу я, - 
Напиши мне письмецо». 

«Но куда же напишу я? 
Как я твой узнаю путь?» 
«Всё равно, - сказал он тихо. - 
Напиши... куда-нибудь!» 
1935

КАТЮША
Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой. 
Выходила на берег Катюша, 
На высокий берег на крутой. 

Выходила, песню заводила 
Про степного сизого орла, 
Про того, которого любила, 
Про того, чьи письма берегла. 

Ой ты, песня, песенка девичья, 
Ты лети за ясным солнцем вслед 
И бойцу на дальнем пограничье 
От Катюши передай привет. 

Пусть он вспомнит девушку простую, 
Пусть услышит, как она поёт, 
Пусть он землю бережёт родную, 
А любовь Катюша сбережёт. 

Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой. 
Выходила на берег Катюша, 
На высокий берег на крутой. 
1938

И кто его знает
На закате ходит парень 
Возле дома моего, 
Поморгает мне глазами 
И не скажет ничего. 
   И кто его знает, 
   Чего он моргает. 

Как приду я на гулянье, 
Он танцует и поёт, 
А простимся у калитки - 
Отвернётся и вздохнёт. 
   И кто его знает, 
   Чего он вздыхает. 

Я спросила: «Что не весел? 
Иль не радует житьё?» 
«Потерял я, - отвечает, - 
Сердце бедное своё». 
   И кто его знает, 
   Зачем он теряет. 

А вчера прислал по почте 
Два загадочных письма: 
В каждой строчке - только точки, - 
Догадайся, мол, сама. 
   И кто его знает, 
   На что намекает. 

Я разгадывать не стала, - 
Не надейся и не жди, - 
Только сердце почему-то 
Сладко таяло в груди. 
   И кто его знает, 
   Чего оно тает. 
1938

КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Месяц над нашею крышею светит,
   Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам и маленьким детям
   Спать наступила пора.

Завтра проснешься - и ясное солнце
   Снова взойдет над тобой...
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
   Спи, мой звоночек родной.

Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,-
   Баюшки-баю-баю.
Пусть никакая печаль не тревожит
   Детскую душу твою.

Ты не увидишь ни горя, ни муки,
   Доли не встретишь лихой...
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек.
   Спи, мой звоночек родной.

Спи, мой малыш, вырастай на просторе,-
   Быстро промчатся года.
Смелым орленком на ясные зори
   Ты улетишь из гнезда.

Даст тебе силу, дорогу укажет
   Родина мудрой рукой...
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
   Спи, мой звоночек родной.
1940

"Колыбельная" М. Блантер, М. Исаковский


До свиданья, города и хаты 
                (Походная)
До свиданья, города и хаты, 
Нас дорога дальняя зовёт. 
Молодые смелые ребята, 
На заре уходим мы в поход. 

На заре, девчата, выходите 
Комсомольский провожать отряд. 
Вы без нас, девчата, не грустите, 
Мы придём с победою назад. 

Мы развеем вражеские тучи, 
Разметём преграды на пути, 
И врагу от смерти неминучей, 
От своей могилы не уйти. 

Наступил великий час расплаты, 
Нам вручил оружие народ. 
До свиданья, города и хаты, - 
На заре уходим мы в поход. 
1941

В ПРИФРОНТОВОМ ЛЕСУ
Лиде
С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс "Осенний сон"
Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы -
Товарищи мои.

Под этот вальс весенним днем
Ходили мы на круг,
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг;

Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,
Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет.

И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и молчал
О чем-то дорогом;

И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну,
И каждый знал - дорога к ней
Ведет через войну...

Так что ж, друзья, коль наш черед,-
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрет,
Не задрожит рука;

Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час,
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз.

Но пусть и смерть - в огне, в дыму -
Бойца не устрашит,
И что положено кому -
Пусть каждый совершит.

Настал черед, пришла пора,-
Идем, друзья, идем!
За все, чем жили мы вчера,
За все что завтра ждем!
1942

"В лесу прифронтовом". Стихи - М.Исаковский, музыка - М.Блантер. Исполняет Ансамбль песни и пляски ордена Ленина Ленинградского военного округа. 

ОГОНЁК
На позиции девушка 
Провожала бойца, 
Тёмной ночью простилася 
На ступеньках крыльца. 

И пока за туманами 
Видеть мог паренёк, 
На окошке на девичьем 
Всё горел огонёк. 

Парня встретила славная 
Фронтовая семья, 
Всюду были товарищи, 
Всюду были друзья. 

Но знакомую улицу 
Позабыть он не мог: 
- Где ж ты, девушка милая, 
Где ж ты, мой огонёк? 

И подруга далёкая 
Парню весточку шлёт, 
Что любовь её девичья 
Никогда не умрёт; 

Всё, что было загадано, 
В свой исполнится срок, - 
Не погаснет без времени 
Золотой огонёк. 

И просторно и радостно 
На душе у бойца 
От такого хорошего 
От её письмеца. 

И врага ненавистного 
Крепче бьёт паренёк 
За Советскую родину, 
За родной огонёк. 
1942

Ой, туманы мои, растуманы, 
Ой, родные леса и луга! 
Уходили в поход партизаны, 
Уходили в поход на врага. 

На прощанье сказали герои: 
- Ожидайте хороших вестей. - 
И на старой смоленской дороге 
Повстречали незваных гостей. 

Повстречали - огнём угощали, 
Навсегда уложили в лесу 
За великие наши печали, 
За горючую нашу слезу. 

С той поры да по всей по округе 
Потеряли злодеи покой: 
День и ночь партизанские вьюги 
Над разбойной гудят головой. 

Не уйдёт чужеземец незваный, 
Своего не увидит жилья... 
Ой, туманы мои, растуманы, 
Ой, родная сторонка моя! 
1942

УКРАИНА МОЯ, УКРАИНА!
Памяти неизвестного лейтенанта,
геройски погибшего в боях за Украину

Пробил час, наступило мгновенье,
И в неясной предутренней мгле
Поднимались войска в наступленье,
Шли войска к украинской земле;
Шли на запад по снежным равнинам
Земляки, побратимы, друзья...
Украина моя, Украина,
Мать родная моя!

Всё, что думалось, чудилось, пелось,
Всё на этом лежало пути...
Раньше всех лейтенанту хотелось
До своей Украины дойти.
Вся в цвету вспоминалась калина,
Что под вечер ждала соловья...
Украина моя, Украина,
Мать родная моя!

Сколько б верст до тебя ни осталось —
Мы к порогу придем твоему...
Но упал лейтенант, и казалось,
Что уже не подняться ему:
Налетела фашистская мина,
Жаркой крови хлестнула струя...
Украина моя, Украина,
Мать родная моя!

Всю тебя искромсали, скрутили,
Исковеркали всю чужаки...
— Поднимите меня, побратимы,
Дайте на ноги встать, земляки!
Я рядов боевых не покину,—
Пусть умру, но дойду до нее...
Украина моя, Украина,
Сердце мое!..

Мы противиться были не в силах,
Возразить не могли ничего,—
В те часы даже смерть отступила
Перед жгучим желаньем его.
Он поднялся: «За мною, орлята!» —
И взметнулась людская волна.
И видны уже белые хаты,
Украина видна!..

Он дошел до родимого края,
С честью выполнил воинский долг,
Но, последние силы теряя,
Покачнулся, упал и замолк.
Скорбно шапки снимала дружина —
Земляки, побратимы, друзья...
Украина моя, Украина,
Ненько моя!..
Январь 1943

Слушайте, товарищи
- Слушайте, товарищи! 
Наши дни кончаются, 
Мы закрыты - заперты 
С четырёх сторон... 
Слушайте, товарищи! 
Говорит, прощается 
Молодая гвардия, 
Город Краснодон. 

Всё, что нам положено, 
Пройдено, исхожено. 
Мало их осталося - 
Считанных минут. 
Скоро нас, измученных, 
Связанных и скрученных, 
На расправу лютую 
Немцы поведут. 

Знаем мы, товарищи, - 
Нас никто не вызволит, 
Знаем, что насильники 
Довершат своё, 
Но когда б вернулася 
Юность наша сызнова, 
Мы бы вновь за родину 
Отдали её. 

Слушайте ж, товарищи! 
Всё, что мы не сделали, 
Всё, что не успели мы 
На пути своём, - 
В ваши руки верные, 
В ваши руки смелые, 
В руки комсомольские 
Мы передаём. 

Мстите за обиженных, 
Мстите за униженных, 
Душегубу подлому 
Мстите каждый час! 
Мстите за поруганных, 
За убитых, угнанных, 
За себя, товарищи, 
И за всех за нас. 

Пусть насильник мечется 
В страхе и отчаянье, 
Пусть своей Неметчины 
Не увидит он! - 
Это завещает вам 
В скорбный час прощания 
Молодая гвардия, 
Город Краснодон. 
26 октября 1943

Где ж вы очи карие? 
Где ж вы, где ж вы, очи карие? 
Где ж ты, мой родимый край? 
Впереди - страна Болгария, 
Позади - река Дунай. 

Много вёрст в походах пройдено 
По земле и по воде, 
Но советской нашей Родины 
Не забыли мы нигде. 

И под звёздами балканскими 
Вспоминаем неспроста 
Ярославские, да брянские, 
Да смоленские места. 

Вспоминаем очи карие, 
Тихий говор, звонкий смех... 
Хороша страна Болгария, 
А Россия лучше всех. 
1944

СЛОВО О РОССИИ
Советская Россия,
Родная наша мать!
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?
Какой великой славой
Венчать твои дела?
Какой измерить мерой -
Что ты перенесла?

В годину испытаний,
В боях с ордой громил,
Спасла ты, заслонила
От гибели весь мир.
Ты шла в огонь и в воду,
В стальной кромешный ад,
Ложилася под танки
Со связками гранат;
В горящем самолете
Бросалась с облаков
На пыльные дороги,
На головы врагов;
Наваливалась грудью
На вражий пулемет,
Чтобы твои солдаты
Могли идти вперед...

Тебя морили мором
И жгли тебя огнем,
Землею засыпали
На кладбище живьем;
Тебя травили газом,
Вздымали на ножах,
Гвоздями прибивали
В немецких блиндажах...

Скажи, а сколько ж, сколько
Ты не спала ночей
В полях, в цехах, в забоях,
У доменных печей?
По твоему призыву
Работал стар и мал:
Ты сеяла, и жала,
И плавила металл;
Леса валила наземь,
Сдвигала горы с мест,-
Сурово и достойно
Несла свой тяжкий крест...

Ты все перетерпела,
Познала все сполна.
Поднять такую тяжесть
Могла лишь ты одна!
И, в бой благословляя
Своих богатырей,
Ты знала - будет праздник
На улице твоей!..

И он пришел! Победа
Твоя недалека:
За Тисой, за Дунаем
Твои идут войска;
Твое пылает знамя
Над склонами Карпат,
На Висле под Варшавой
Твои костры горят;
Твои грохочут пушки
Над прусскою землей,
Огни твоих салютов
Всплывают над Москвой...

Скажи, какой же славой
Венчать твои дела?
Какой измерить мерой
Тот путь, что ты прошла?
Никто в таком величье
Вовеки не вставал.
Ты - выше всякой славы,
Достойней всех похвал!
И все народы мира,
Что с нами шли в борьбе,
Поклоном благодарным
Поклонятся тебе;
Поклонятся всем сердцем
За все твои дела,
За подвиг твой бессмертный,
За все, что ты снесла;
За то, что жизнь и правду
Сумела отстоять,
Советская Россия,
Родная наша мать!
1944

Враги сожгли родную хату
Враги сожгли родную хату, 
Сгубили всю его семью. 
Куда ж теперь идти солдату, 
Кому нести печаль свою? 

Пошёл солдат в глубоком горе 
На перекрёсток двух дорог, 
Нашёл солдат в широком поле 
Травой заросший бугорок. 

Стоит солдат - и словно комья 
Застряли в горле у него. 
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, 
Героя - мужа своего. 

Готовь для гостя угощенье, 
Накрой в избе широкий стол, - 
Свой день, свой праздник возвращенья 
К тебе я праздновать пришёл...» 

Никто солдату не ответил, 
Никто его не повстречал, 
И только тёплый летний ветер 
Траву могильную качал. 

Вздохнул солдат, ремень поправил, 
Раскрыл мешок походный свой, 
Бутылку горькую поставил 
На серый камень гробовой. 

«Не осуждай меня, Прасковья, 
Что я пришёл к тебе такой: 
Хотел я выпить за здоровье, 
А должен пить за упокой. 

Сойдутся вновь друзья, подружки, 
Но не сойтись вовеки нам...» 
И пил солдат из медной кружки 
Вино с печалью пополам. 

Он пил - солдат, слуга народа, 
И с болью в сердце говорил: 
«Я шёл к тебе четыре года, 
Я три державы покорил...» 

Хмелел солдат, слеза катилась, 
Слеза несбывшихся надежд, 
И на груди его светилась 
Медаль за город Будапешт. 
1945

Музыка - М. Блантер, слова - М. Исаковский



РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ
...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...
1945

УСЛЫШЬ МЕНЯ, ХОРОШАЯ
Услышь меня, хорошая,
Услышь меня, красивая -
Заря моя вечерняя,
Любовь неугасимая!

Иду я вдоль по улице,
А месяц в небе светится,
А месяц в небе светится,
Чтоб нам с тобою встретиться.

Еще косою острою
В лугах трава не скошена,
Еще не вся черемуха
В твое окошко брошена;

Еще не скоро молодость
Да с нами распрощается.
Люби ж, покуда любится,
Встречай, пока встречается.

Встречай меня, хорошая,
Встречай меня, красивая -
Заря моя вечерняя,
Любовь неугасимая!
24 июля 1945

СНОВА ЗАМЕРЛО ВСЕ ДО РАССВЕТА
Снова замерло всё до рассвета -
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно - на улице где-то
Одинокая бродит гармонь:

То пойдёт на поля, за ворота,
То обратно вернется опять,
Словно ищет в потёмках кого-то
И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой...
Ты признайся - кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.

Может статься, она - недалёко,
Да не знает - её ли ты ждёшь...
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даёшь?!
1945
Музыка Борис Мокроусов, слова Михаил Исаковский.


ХОРОШО ВЕСНОЮ БРОДИТСЯ...
Хорошо весною бродится
По сторонке по родной,
Где заря с зарею сходится
Над полями в час ночной;

Где такое небо чистое,
Где ночами с давних пор
С молодыми гармонистами
Соловьи заводят спор,

Поглядишь — глазам не верится:
Вдаль на целую версту —
То ли белая метелица,
То ль сады стоят в цвету.

Ветка к ветке наклоняется —
И шумит и не шумит.
Сердце к сердцу порывается,
Песня с песней говорит.

И легко, привольно дышится,
И тебя к себе зовет
Всё, что видится и слышится,
Что живет и что цветет.
1948

Летят перелётные птицы 
Летят перелётные птицы 
В осенней дали голубой, 
Летят они в жаркие страны, 
А я остаюся с тобой, 
А я остаюся с тобою, 
Родная навеки страна! 
Не нужен мне берег турецкий, 
И Африка мне не нужна. 

Немало я стран перевидел, 
Шагая с винтовкой в руке. 
И не было горше печали, 
Чем жить от тебя вдалеке. 
Немало я дум передумал 
С друзьями в далёком краю. 
И не было большего долга, 
Чем выполнить волю твою. 

Пускай утопал я в болотах, 
Пускай замерзал я на льду, 
Но если ты скажешь мне снова, 
Я снова всё это пройду. 
Желанья твои и надежды 
Связал я навеки с тобой - 
С твоею суровой и ясной, 
С твоею завидной судьбой. 

Летят перелётные птицы 
Ушедшее лето искать. 
Летят они в жаркие страны, 
А я не хочу улетать, 
А я остаюся с тобою, 
Родная моя сторона! 
Не нужно мне солнце чужое, 
Чужая земля не нужна. 
1948, Внуково

Мы с тобою не дружили, 
Не встречались по весне, 
Но глаза твои большие 
Не дают покоя мне. 

Думал я, что позабуду, 
Обойду их стороной, 
Но они везде и всюду 
Всё стоят передо мной, 

Словно мне без их привета 
В жизни горек каждый час, 
Словно мне дороги нету 
На земле без этих глаз. 

Может, ты сама не рада, 
Но должна же ты понять: 
С этим что-то сделать надо, 
Надо что-то предпринять. 
1948

Ой, цветёт калина 
Ой, цветёт калина 
В поле у ручья. 
Парня молодого 
Полюбила я. 

Парня полюбила 
На свою беду: 
Не могу открыться, 
Слова не найду. 

Он живёт - не знает 
Ничего о том, 
Что одна дивчина 
Думает о нём... 

У ручья с калины 
Облетает цвет, 
А любовь девичья 
Не проходит, нет. 

А любовь девичья 
С каждым днём сильней. 
Как же мне решиться - 
Рассказать о ней? 

Я хожу, не смея 
Волю дать словам... 
Милый мой, хороший, 
Догадайся сам! 
1949

Каким ты был, таким остался 
Каким ты был, таким остался, 
Орёл степной, казак лихой... 
Зачем ты снова повстречался, 
Зачем нарушил мой покой? 

Зачем опять в своих утратах 
Меня ты хочешь обвинить? 
В одном я только виновата, 
Что нету сил тебя забыть. 

Свою судьбу с твоей судьбою 
Пускай связать я не могла, 
Но я жила одним тобою, 
Я всю войну тебя ждала. 

Ждала, когда наступят сроки, 
Когда вернёшься ты домой, 
И горьки мне твои упрёки, 
Горячий мой, упрямый мой. 

Твоя печаль, твоя обида, 
Твои тревоги - ни к чему: 
Смотри - душа моя открыта, 
Тебе открыта одному. 

Но ты взглянуть не догадался, 
Умчался вдаль, казак лихой... 
Каким ты был, таким остался, 
А ты и дорог мне такой. 
1949
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »