среда, 5 марта 2014 г.

Алексей Фатьянов «Я не хочу судьбу иную…»

Сегодня исполнилось бы 95 лет замечательному поэту Алексею Ивановичу Фатьянову (5.03.1919—13.09.1959)
Всем знакомы песни Фатьянова, такие как «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Где ж ты, мой сад?», «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Тишина за Рогожской заставой», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» песни из кинофильмов «Солдат Иван Бровкин» («Если б гармошка умела…», «Шла с ученья третья рота»), «Весна на Заречной улице» («Когда весна придёт, не знаю…»), «Свадьба с приданным» («Хвастать, милая, не стану…»), «Дом, в котором я живу».
В судьбе и творчестве Алексея Ивановича Фатьянова отразилась вся жизнь нашей страны со всеми её перипетиями и сложностями, радостями и горестями. Он родился 5 марта 1919 года на окраине городка Вязники — деревне Малое Петрино. Свои первые стихи написал в десять лет, "под явным влиянием Есенина и Блока", как он сам написал в своей автобиографии. Но самым главным своим "наставником" на "литературном поприще" считал Пушкина. В 1937 году Фатьянов окончил студию Алексея Дикого при театре ВЦСПС, поступил в театральную школу им. А.Д. Попова при Центральном театре Красной Армии (окончил в 1938 году) и сразу стал выступать на сцене этого театра. Фатьянов хорошо пел и играл на рояле, но особенно удавались ему стихи и программы концертов.
В 1940 году Фатьянов был призван в армию. Его зачислили в ансамбль песни и пляски Орловского военного округа режиссёром-постановщиком концертных программ В эти же годы он начинает много писать, публикует свои первые очерки и стихи в Орловской областной молодёжной газете. В июне 1941 года ансамбль оказался в авиагарнизоне под Брянском, где его застала война. Многочисленные выступления на передовой, в том числе и в прославленной Панфиловской дивизии, потребовали немалого мужества и суровой солдатской стойкости. При прорыве ансамбля из вражеского кольца Фатьянов получил первое ранение.
В 1943 году он в чем-то провинился перед руководством Краснознаменного ансамбля генерала А. Г. Александрова и был отправлен в штрафную роту 6-й танковой армии. В одном из боев, проявляя мужество и отвагу, первым ворвался на своем танке в венгерский город Секешфехервар, был награждён медалью "За отвагу".
После войны особенно ярко проявился талант Алексея Фатьянова как поэта-песенника. В творческом союзе с В.Соловьёвым-Седым написано более 80 песен, а всего на стихи Фатьянова создано более 200 песен с композиторами Б.Мокроусовым, М.Блантером, Н.Богословским и др. Много и талантливо работал Фатьянов в кино. Песни из фильмов "Небесный тихоход", "Свадьба с приданым", "Весна на Заречной улице", "Солдат Иван Бровкин", "Дом, в котором я живу" и другие (всего 20) запомнились и полюбились зрителям во многом благодаря звучащим в них песням Фатьянова.
Лишь в 1995 году поэт удостоился официального признания и был посмертно награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Народная память о любимом поэте отразилась в ежегодных Фатьяновских праздниках поэзии и песни в Вязниках. Песни Фатьянова продолжают жить. Народ давно уже признал их своими и порой даже не догадывается об авторстве. Они звучат по радио и с экранов телевизоров, их поют в концертах, на встречах ветеранов и просто в застольях.
Незадолго до смерти Фатьянов написал:
«Если б я родился не в России,
Что бы в жизни делал? Как бы жил?
Как бы путь нелёгкий я осилил?
И, наверно б, песен не сложил».
На наше счастье и счастье будущих поколений россиян, Фатьянов родился именно у нас, в России.
Почитаем в этот день его стихи

        Как становится тихо
Как становится тихо
У переднего края,
Вдоль окопов гвоздика
Лепестки расправляет.
И куда ни посмотришь –
Всё цветы полевые.
Всё березы да зори,
Всё Россия! Россия!
Что ты брови насупил,
Боль души пересилив?
Дальше мы не отступим:
Дальше - сердце России.

       Давно мы дома не были
Горит свечи огарочек,
Гремит недальний бой.
Налей, дружок, по чарочке,
По нашей фронтовой!
Не тратя время попусту,
По-дружески да попросту
Поговорим с тобой.
Давно мы дома не были...
Шумит над речкой ель,
Как будто в сказке-небыли,
За тридевять земель.
На ней иголки новые,
И шишки все еловые,
Медовые на ней.
Где елки осыпаются,
Где елочки стоят,
Который год красавицы
Гуляют без ребят.
Без нас девчатам кажется,
Что месяц сажей мажется,
А звезды не горят.
Зачем им зорьки ранние,
Коль парни на войне,
В Германии, в Германии,
В далекой стороне.
Лети, мечта солдатская,
К дивчине самой ласковой,
Что помнит обо мне.
Горит свечи огарочек,
Гремит недальний бой.
Налей, дружок, по чарочке,
По нашей фронтовой!..

       Она пришла негаданно, незванно
Она пришла негаданно, незванно,
Разрушив всё
И всё построив вновь,
Преображая в капли океаны, —
Всепобеждающая первая любовь.
Неясное всё стало несомненным.
Стал шторм девятибалльный — ветерком,
Любое море стало по колено
И расстояние любое — пустяком.
Любимая! Конечно, на планете
Никто такой вовеки не встречал!..
На лбу веснушки — лучшие на свете!
Ну как это их никто не замечал?!
Таких весёлых, видных еле-еле,
Таких задорных, солнечных, родных!
И даже у мадонны Рафаэля —
Ведь это ж ясно! — не хватает их.

       В городском саду
В городском саду играет
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест.
Оттого, что пахнут липы
И река блестит,
Мне от глаз твоих красивых
Взор не отвести.
Прошел чуть не полмира я -
С такой, как ты, не встретился
И думать не додумался,
Что встречу я тебя.
Знай, такой другой на свете
Нет наверняка,
Чтоб навеки покорила
Сердце моряка.
По морям и океанам
Мне легко пройти,
Но к такой, как ты, желанной,
Видно, нет пути.
Вот рассвет весенний гасит
Звездочки в пруду.
Но ничто не изменилось
В городском саду.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест...
В городском саду играет
Духовой оркестр.
Прошел чуть не полмира я -
С такой, как ты, не встретился
И думать не додумался,
Что встречу я тебя.

       Наш город
За заставами ленинградскими
Вновь бушует соловьиная весна,
Где не спали мы в дни солдатские,
Тишина кругом, как прежде, тишина.
Над Россиею
Небо синее,
Небо синее над Невой,
В целом мире нет,
Нет красивее
Ленинграда моего.
Нам все помнится: в ночи зимние
Над Россией, над родимою страной,
Весь израненный, в снежном инее
Гордо высился печальный город мой.
Славы города, где сражались мы,
Никому ты, как винтовки, не отдашь.
Вместе с солнышком пробуждается
Наша песня, наша слава, город наш!
Над Россиею
Небо синее,
Небо синее над Невой,
В целом мире нет,
Нет красивее
Ленинграда моего.

      Снежный город
Покачнулся сумрак шаткий.
В сизой дымке, вдалеке,
Город мой весь в белых шапках,
В буклях веток, в парике.
Здесь звенело, пело детство
В расцветающих садах.
Как сыскать мне к детству след свой,
Затерявшийся в лугах?
В юность как сыскать дорогу?
В сны заветные мои?
К первым встречам и тревогам,
К первой сказочной любви?
Я хочу увидеть снова
Тени первого костра,
Дом, где вывеска портного,
Словно радуга, пестра.
Там, где кошки на окошках
Дуют в жёсткие усы,
Где разгульная гармошка
Поджидает две косы,
Две литые, подвитые
В самый раз, не чересчур,
Две такие золотые -
Восемь лет забыть хочу.
А когда цветут здесь вишни,
Льётся яблоневый цвет.
Вновь мой город, друг давнишний,
В платье снежное одет.
Всё, что тонет, - не потонет,
В сердце чувства глубоки!..
Город мой - как на ладони
С тонкой линией реки.
Есть особенная нежность
К милым с детства нам местам,
Я за этот город снежный
Сердце, душу - всё отдам!

и послушаем песни 


Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »